Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в).
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
20.04.2010
Изнанка власти
В Александринском театре сыграли самую знаменитую трагедию Шекспира. Режиссер Валерий Фокин поставил «Гамлета» как конспирологический триллер.

Режиссер Валерий Фокин поставил «Гамлета» как конспирологический триллерВ истории интерпретаций «величайшей пьесы всех времен и народов» было абсолютно все. Что еще сказать про «Гамлета»?

Понятно, что, если бы у Валерия Фокина не было решения, из одного лишь тщеславия иметь в послужном списке «Гамлета» он бы за постановку не взялся.

Решение есть. Абсолютно оригинальное, притом ошарашивающе простое.

Верхние этажи политического истеблишмента. Гамлет, как сплошь и рядом случается с золотой молодежью, пьет (не без причины — отец помер). И безобразничает. И вообще он иной, другой и потому опасен. Затевается адская интрига: Розенкранц и Гильденстерн разыгрывают явление призрака. Чтобы Гамлет, встав на путь мести, сломал себе на нем шею и таким образом наиболее удобно избавил от своего присутствия.

Судя по всему, автор и двигатель интриги — Гертруда (Марина Игнатова). Суетливый и неуверенно чувствующий себя на месте первого лица государства Клавдий (Андрей Шимко) у нее явно под каблуком.

До поры до времени все идет по плану, но потом механизм интриги ломается, Гамлет убивает Клавдия, Гертруда сознательно выпивает яд, а мальчик Фортинбрас, подоспев в сопровождении сотрудников службы безопасности, велит убрать трупы. И омоновки с овчарками, предварявшие инаугурационную речь Клавдия в начале, являются осматривать помещение теперь уже для новой элиты. Стартует очередной политический цикл.

Фокин и его команда

«Гамлет» — шестой спектакль Валерия Фокина в Александринке. Театр, куда он восемь лет назад пришел как варяг-реформатор, стал настоящим «домом Фокина»: весь репертуар и значительная часть труппы сформированы им.
Александр Боровский выстроил на сцене буквально изнанку власти: все происходит под трибунами стадиона. По случаю коронации учиняется маскарад — все переодеваются из официальных строгих пиджаков с галстуками в пышные наряды шекспировского времени (художник по костюмам — Оксана Ярмольник). Это не только красиво, но и содержательно: сплошное вранье, никто не тот, кого изображает.

Мизансценическая партитура разработана виртуозно: ступени позволяют освоить пространство во всю высоту и глубину огромной императорской сцены. Актеры легки, быстры, слаженны. «Драматургическая адаптация» Вадима Леванова, составленная из четырех переводов и пересказа некоторых диалогов современными словами, оставила от пьесы меньше двух часов. Действие, подстегиваемое энергичной музыкой Александра Бакши (духовая медь, барабан), несется вперед именно с той стремительностью, с какой, как мы в очередной раз убедились буквально в последнее время, и совершаются крупнейшие политические события.

Исполнитель главной роли Дмитрий Лысенков обладает феноменальной сценической энергетикой, позволяющей не просто держать крупные планы — приковывать к ним. Темперамент сплавлен с интеллектом: нечастый случай, когда в этой роли исполнитель совершенно понимает все, что произносит. Лысенков изумительно пластичен, он на бешеной скорости мешает злой гротеск и печальный серьез. Самое удивительное: видно, что даже Гамлет (!) не исчерпал возможностей актера.
 


Дмитрий Циликин
 
Фото: В. Сенцов
 
Источник: «Ведомости» № 70 (2588)

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2024
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2024 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание»Шекспировская комиссия РАН 
 Каталог сайтов: Театр Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.