Проект создан при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-124238в.)
РУССКИЙ ШЕКСПИР
Информационно-исследовательская база данных
Новости
09.08.2014
Канон, читатели и эпитафия. Дневник Стратфордской конференции: День 3, 6 августа 2014 г.

Доклады третьего дня Шекспировской конференции в Стратфорде были объединены темой шекспировского канона и того, как его воспринимают читатели.


Могила Уильяма Шекспира

Утреннее заседание открыл доклад одного из самых известных шекспировских текстологов современности — Гэри Тейлора (Университет Флориды) “Imitation or Collaboration? The Early Shakespeare Canon”. По мнению профессора Тейлора, Шекспир в ранних пьесах проявил себя одновременно как гениальный подражатель (“imitation”)и драматург с собственным голосом (“identity”). Нет практически ни одной ранней пьесы Шекспира, в которой современные стилометристы не нашли бы следов коллаборативного авторства. Профессор Тейлор привел доказательства того, что первая часть «Генриха VI» написана Шекспиром в соавторстве с Кристофером Марло. Именно к такому выводу приводит стилометрическое исследование текстуальных и синтаксических совпадений и аналогий в пьесах этих двух авторов. Первый и последний монолог Аарона в «Тите Андронике», как показал Тейлор, построены по образцу монологов Вараввы в «Мальтийском еврее» и Гиза в «Парижской резне» соответственно. Исследования соавторства, столь популярные в последние годы, должны идти вместе с более ранней традицией изучения возможных стилистических имитаций.


Могила Уильяма Шекспира

Доклад профессора Элизабет Шефер (Royal Holloway, Лондонский университет) “Being Original?: The Merry Wives Quarto” был посвящен истории театральных адаптаций «Виндзорских насмешниц» и соотношению в них текста, взятого из Фолио 1623 и более раннего Кварто 1602 г. По мнению режиссера Терри Хендса, который поставил «Насмешниц» в Стратфорде в 1968 г., Кварто 1602 г. намного лучше приспособлено к нуждам театра. Вероятно, это «выездной» вариант текста, с которым шекспировская компания выступала в провинции.

Адам Хукс
, преподаватель Университета Айовы и известный академический блоггер, представил на конференции доклад с кратким названием “Shakespeare's Bones”. В нем рассмотрена история рукописных копий четверостишия, выбитого на могиле Шекспира. Этот текст надо воспринимать в пространственном контексте: налево от могилы — дверь, которая вела в оссуарий — помещение, в котором складывали вынутые из могил кости, чтобы освободить место для новых захоронений. Ироничная игра значениями слова corpus (корпус текстов и тело, труп) помогла Хуксу определить три подхода к контекстному изучению этого хорошо известного «околошекспировского текста»: антикварный, биографический и текстуальный. Метафора корпуса-тела расширяется и начинает объединять тело и книгу. В могиле скрыт шекспировский прах — или еще и пепел сожженных книг?


Могила Уильяма Шекспира

Жан-Кристоф Мейер из Французского национального центра научных исследований обратился к тому, как Шекспира воспринимали его самые ранние читатели (“Reading in Their Present: Early Readers and the Origins of Shakespearean Appropriation”). Задолго до создания шекспировского мифа цитаты из пьес Шекспира были очень популярным элементом т. н. “commonplace books” — записных книжек, в которые заносились сентенции, афоризмы, интересные цитаты и новости. Профессор Мейер сравнил их с социальными сетями современности. Обращаясь к цитатам из Шекспира у Джона Пудси, Эдварда Уайтхолла и других ранних читателей и зрителей шекспировских пьес, Мейер отмечает, что в их передаче (записи часто делались на слух или по памяти) шекспировские строки приобретают особый лаконизм и становятся более динамичными, хотя и теряют важные детали. Особый интерес эти читатели питали к сравнениям и тропам, которые старались воспроизводить точно. В «памятных книжках» текст смешивается с реальностью постшекспировской Англии — делает вывод профессор Мейер.

После обеда работа конференции продолжилась в семинарах.

Вечером для участников конференции концерт из музыки XVI–XVII веков дал ансамбль K'antu.


См. также:


В. С. Макаров

Фото автора

Источник: БД «Современники Шекспира»

©

Информационно-исследовательская
база данных «Русский Шекспир», 2007-2017
Под ред. Н. В. Захарова, Б. Н. Гайдина.
Все права защищены.

russhake@gmail.com

©

2007-2017 Создание сайта студия веб-дизайна «Интэрсо»

Система Orphus  Bookmark and Share

Форум «Русский Шекспир»

      

Яндекс цитированияЭлектронная энциклопедия «Мир Шекспира»Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира: Электронное научное издание» 
 Каталог сайтов: Театр
Каталог сайтов - Refer.Ru Яндекс.Метрика


© Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир» зарегистрирована Федеральной службой
    по надзору за соблюдением законодательства в сфере СМИ и охраны культурного наследия.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25028 от 10 июля 2006 г.